Бизнес-план гипермаркета «CИ МАРКЕТ»Автомобилистов,18
Содержание
1. Резюме1.1 Компания
1.2 Потенциал рынка
1.3 Принципиальные положения
1.4 Финансовое резюме
2. Общее описание Проекта
3. Производственный план
3.1 Помещения и оборудование
3.2 Затраты на подготовку, оборудование и функционирование
3.3 Другие факторы, влияющие на функционирование
3.4 Краткое описание процесса оказания услуг
3.5 Контроль качества реализуемой продукции и услуг
4. Маркетинговый план
4.1 Определение спроса и возможностей рынка
4.1.1 Общая характеристика рынка
4.2 Потребители услуг нового строительного магазина
4.3 Анализ системы продвижения товара на рынок
гипермаркета «СИ Маркет»
4.4 Конкуренция и другие внешние факторы
4.4.1 Основные конкуренты
4.4.2 Другие внешние факторы
4.5 Конкурентные преимущества гипермаркета
4.6 Стратегия маркетинга
5. Управление и организация
5.1 Менеджмент
5.2 Организационная структура строительного магазина
6. Финансовый план проекта
6.1 Планирование издержек обращения
1. Резюме
1.1 Компания
ООО «CИ МАРКЕТ» (далее - Компания) намерено осуществить проект
организации гипермаркета по европейскому стандарту, осуществляющего продажу
товаров на принципах самообслуживания. Планируется осуществить закупку нового
торгового оборудования, а также пополнить оборотные средства для значительного
расширения ассортимента, проведения рекламной кампании и, как следствие --
увеличения числа потребителей услуг гипермаркета до запланированного уровня.
Дата открытия гипермаркета -- май 2012 года. Все финансовые и маркетинговые
проектировки выполнены с учетом существующих тенденций в макро- и микросреде.
1.2 Потенциал рынка
Исследования показывают, что в настоящее
время город Ульяновск стоит на пороге
значительных преобразований в сфере розничной торговли строительными товарами.
Это связано с несколькими причинами.
Первое. Значительное повышение
потребительской культуры населения, и, как следствие этого, повышение
требований к организациям, оказывающим соответствующие услуги.
Второе. В городе Ульяновск уже
открыт магазин, осуществляющие розничную торговлю по принципу самообслуживания
МЕТРО. Он завоевал популярность и
доверие у оптовиков. На рынке строительных материалов для профессионалов нет
ничего подобного. Только в больших городах можно встретить Леруа Мерлин или
Оби, которые по сути не являются профессиональными магазинами. Клиенты которых
относятся больше к домашним мастерам и садоводам любителям. Другие строительные
магазины оказываются в ряде случаев неспособными участвовать в конкурентной
борьбе без значительных изменений, как в ассортименте, так и в организации
торговли.
Третье. Стабильная экономическая
ситуация в России вообще, и в регионе, в частности, является причиной повышения
объема платежеспособного спроса на услуги предприятий розничной торговли. Существуют
все основания полагать, что данная тенденция сохранится еще несколько лет. В
этой ситуации особое внимание необходимо уделять существующим конкурентам,
поскольку большинство потенциальных потребителей в настоящее время являются
покупателями услуг других магазинов.
Четко продуманная торговая политика,
а также высочайшее качество услуг, которые планируется оказывать после
завершения всех видов работ, позволит гипермаркету занять лидирующее место на
рынке города и области.
1.3 Принципиальные положения
В качестве важных моментов
необходимо отметить следующее:
1. ООО «СИ МАРКЕТ» -- один из
крупнейших строительных складов города.
Несмотря на существующие проблемы с
конкурентами, сеть «СИ МАРКЕТ» остается лидирующим и популярным у
профессионалов магазином города. Местоположение, качество предоставляемой
продукции, вежливый персонал - это критерии успешного функционирования
компании.
2. Важно и то, что сегодня персонал
Компании составляют персонал высокого уровня, обладающие богатым опытом
организации и ведения торговли. Именно это является одним из важных
конкурентных преимуществ Компании.
3. Данный проект предполагает
техническое перевооружение и дооснащение, изменение торговой политики и
ассортиментного перечня.
4. Принципиальным отличием и
одновременно важнейшим конкурентным преимуществом гипермаркета будет то, что
товары, предлагаемые потребителям, будут не дороже аналогичных, реализуемых в
других магазинах и на оптовых рынках. Это действительно принципиальное отличие,
поскольку многие присутствующие на рынке гипермаркеты отличаются тем, что
предлагают товары по более высоким ценам. Расположение склада, в котором будет
размещаться гипермаркет, позволяют Компании рассчитывать на достижение
необходимого товарооборота и, следовательно - минимальных розничных цен.
1.4 Финансовое резюме
Финансовые проектировки показывают,
что для реализации проекта и приобретения в лизинг нового торгового
оборудования Компании необходимо освоить средства в размере 60 млн. руб.
Лизинговая схема, предложенная
поставщиком оборудования, имеет следующие параметры:
Стоимость оборудования -- 3 млн. руб.
Срок -- 24 месяца
Стоимость ресурсов -- 8-10
% годовых в рублях.
Остаточная стоимость
оборудования через 24 месяца -- 0 руб.
Предполагаемая годовая выручка гипермаркета
находится на уровне ……. млн.руб., а прибыль - около ……… руб. (анализ
аналогичных проектов показал, что рентабельность работы гипермаркета в среднем
составляет 25-30%).
2. Общее описание Проекта
В рамках проекта планируется
техническое и технологическое оснащение торгового зала гипермаркета. В
результате появится крупный склад магазин, осуществляющий торговлю на принципах
самообслуживания, способный занять лидирующие позиции на рынке розничных продаж
строительных товаров. Вместе с тем, планируется и значительное расширение
ассортимента реализуемых товаров, а также проведение долгосрочной массированной
рекламной кампании, направленной на привлечение и удержание запланированного
количества потребителей. Проект, таким образом, включает в себя три основных этапа.
Первый этап. Приобретение оборудования, подготовка
персонала
Руководство Компании уверено, что
для успешной реализации проекта и выхода на лидирующие позиции на рынке розничной
торговли строительными продуктами в регионе необходимо, прежде всего, использовать
современное торговое оборудование, которое может стать основным элементом услуг
самого высокого качества, именно к этому стремится Компания. Кроме того,
покупка нового оборудования определяет и новые подходы к самому процессу
оказания услуг потребителям. Работы в этом направлении планируются и ведутся
уже сегодня: переподготовка персонала, изменение системы оплаты труда,
налаживание контактов с возможными поставщиками товаров и прочее.
В рамках подготовки персонала также
будет изменена система оплаты труда продавцов и администрации гипермаркета.
Планируется, и эти проектировки заложены в финансовый план, что заработная
плата работников магазина будет частично или полностью зависеть от выручки, а
также, у ряда работников, и от полученной прибыли.
Срок выполнения этапа 7-9 недель.
Второй этап. Монтаж оборудования
Этого можно избежать за счет
поэтапной реконструкции, при которой Компания ожидает лишь снижения
товарооборота. Однако именно полное завершение монтажа оборудования даст
возможность Компании выйти на запланированный уровень объема продаж. Срок
выполнения, этапа -- 5-7 месяца.
Третий этап. Реализация программы стимулирования продаж
Данный этап включает в себя
проведение масштабных акций, целью которых является распространение информации
об открытии в городе настоящего строительного гипермаркета -- магазина,
оказывающего услуги самого высокого качества, предлагающего потребителям
значительный ассортимент товаров по конкурентным ценам. Целью этих мероприятий
является создание круга постоянных потребителей услуг магазина. Компания
уверена, что агрессивная маркетинговая политика, основанная на масштабном
информационном воздействии, использовании системы стимулирования продаж
позволит в течение не более трех месяцев достичь запланированного объема
продаж. Основой маркетинговой политики гипермаркета является Программа создания
и сохранения спроса.
Планируется, что Программа создания
и сохранения спроса на услуги нового гипермаркета не будет ограниченна во
времени, однако все основные принципы этой программы и ее элементы описаны
ниже.
3. Производственный план
Первым шагом при открытии
строительного магазина станет поиск собственного помещения
1. Постройка собственного
не капитального здания или сооружения, площадь которого составит 4500 - 5200
квадратных метров
Если выбрать вариант постройки
собственного здания или сооружения, тогда необходимо получить соответствующие
разрешение на строительство у местных органов власти.
После подбора или постройки здания
следует начать подбор оборудования для строительного магазина, также
обязательно нужно выделить помещение склада для хранения продаваемого товара и
оборудовать его надлежащим образом.
Следующим шагом после выбора оборудования станет его
покупка. Вам в обязательном порядке для магазина понадобятся:
- подъемники и штабелеры;
- кассовые аппараты;
- тележки для клиентов;
- полки и стеллажи для размещения
товаров.
Наступает очень ответственный момент
- поиск для работы в магазине персонала. Стоит отметить, что нужно подойти к
этому вопросу очень тщательно, так как чаще всего именно в гипермаркетах
выявляются каждодневные недостачи. Можно обратиться в специализированное
агентство, которое занимается подбором персонала или просить у продавцов
рекомендации с прошлых мест работы. Но стоит учитывать, что полностью
застраховать себя от воровства в этом виде предпринимательской деятельности
практически невозможно.
Последним подготовительным шагом
будет получение надлежащих разрешений на ведение деятельности от пожарной и
санитарной эпидемиологической служб. Только после всех проведенных мероприятий
склад магазин может начать свою непосредственную работу.
Итогом строительства гипермаркета
будет появление на строительном рынке города крупного строительного
гипермаркета. Компания продолжительное время выбирала принципиально различные
пути развития гипермаркета. Однако, продажа услуг на принципах
самообслуживания, обладает рядом преимуществ, в том числе:
1. Режим работы. Современный
строительный магазин открыт максимально. Довольно распространен в Европе
вариант: с 7.00 до 9.00 работает основной торговый зал.
2. Наружное рекламное оформление.
Привлечь в магазин клиентов помогают красочные витрины, световая реклама
вечером и ночью, всевозможные гирлянды и проч. Кроме того, уникальность
расположения будущего универсального магазина позволяет значительно сократить
затраты на привлечение покупателей.
3. Ассортимент строительных товаров
в магазинах этого типа удовлетворит компании с разным уровнем доходов. Это
значит, что в продаже есть все - от гвоздей до электронных измерительных
приборов. Неплохим универсальным строительным магазином считают тот, в котором
представлено более 4000 наименований продуктов. Исследования показали, что «СИ
МАРКЕТ» демократичный магазин, эта демократичность сохранится и в гипермаркете.
В будущем также необходимо использовать и усиливать это преимущество.
4. Торговое оборудование. Для
экспонирования товаров используются складские
стеллажи. Все они снабжаются подсветкой. Любой клиент сможет наглядно
осмотреть продукт и при выборе малой партии погрузить в тележку.
Современный строительный магазин,
осуществляющий продажу услуг на принципах самообслуживания, насчитывает десятки
других наименований торгового оборудования -- это прилавки, стеллажи, торговые
горки, ограждения, турникеты, инвентарные тележки и корзины любых конфигураций
и размеров.
5. Квалификация персонала. Продавцы
таких магазинов выступают в роли консультантов -- они оказывают помощь
покупателям в поиске, выборе и заказе товаров.
Кроме того, жесткое распределение
функций среди продавцов позволит избежать постепенного снижения качества
предоставляемых услуг.
6. Кассовое обслуживание. В
строительном магазине можно будет оплатить покупки с помощью кредитных
пластиковых карточек. Главное, что система самообслуживания наиболее актуальна
при значительном количестве посещений магазина. Расчеты показывают, что система
самообслуживания, внедрение которой планируется в рамках проекта, позволит обслуживать
в среднем не менее 700--1000 покупателей за 13-ти часовой рабочий день.
7. Дополнительный сервис. Сюда
входят бесплатная автостоянка, кафетерий, бар, туалет, доска объявлений для
строителей, доска фотографий лучшие работы города, пункт печати и ксерокса, интернет
офис и проч. Это и многое другое будет присутствовать на площадях Компании.
Кроме того, важно, что уникальный ассортимент товаров, предлагаемых в «СИ
МАРКЕТ», является значительным по своему весу фактором привлечения покупателей
в строительный магазин.
Закупка товара обойдется
первоначально в 5 миллион рублей.
3.1 Помещения и оборудование
Магазин «СИ МАРКЕТ» будет расположен в новом, строящемся
районе города, на пересечении крупнейших городских дорог, поблизости с жилыми
массивами. Наличие мест для парковки автотранспорта, значительные торговые
площади, близость остановок общественного транспорта позволяет говорить об
удобстве расположения будущего строительного магазина. Помещение гипермаркета
будет полностью оснащено новым торговым оборудованием, предназначенным для
самообслуживания покупателей. Это позволит значительно повысить эффективность
использования торговых площадей, что является необходимым, поскольку Компания
намерена уделить особое внимание повышению посещаемости торгового зала без
снижения качества предоставляемых услуг. Также учитывается и планируемое значительное
расширение ассортимента реализуемых товаров.
3.2 Затраты на подготовку, оборудование и функционирование
Проект включает в себя работы по
поставке и монтажу оборудования. Оснащение будет разделено на два этапа. Длительность
каждого из них не более 24-28 дней, т.е. монтаж оборудования, будет завершен
через 48-56 дней после его доставки.
Стоимость планируемого к закупке
оборудования составляет …..…. млн. рублей, с учетом его доставки, а также
стоимости монтажных работ, необходимых коммуникаций и других расходов.
Кроме того, в финансовые
проектировки включены следующие суммы:
Система видеонаблюдения -- 100.000
рублей.
Кассовые аппараты -- 60.000 рублей.
Прочие затраты, связанные с
оборудованием торгового зала -- 900.000 рублей.
3.3 Другие факторы, влияющие на функционирование
Кроме полного технического оснащения
торгового зала, Компания намерена уделить значительное внимание расширению
ассортимента реализуемых товаров. Поскольку только расширение номенклатуры
товаров повлечет за собой повышение товарооборота до запланированного уровня, и
как следствие -- появления возможности снижения цен.
Для решения этой задачи Компания
также рассчитывает использовать кредитные ресурсы, пополняя ими оборотные
средства.
Важно, что строительный гипермаркет
-- точка розничной торговли, предлагающая свои услуги практически всем
социальным слоям клиентов, именно поэтому расширение ассортимента, кроме всего
прочего, элемент привлечения покупателей с различным уровнем дохода и
различными потребностями, это позволит удержать существующих потребителей и
привлечь новых, в которых Компания особо заинтересована.
Потенциал Компании позволяет с
уверенностью планировать минимальные цены практически на все товары, в том
числе, и на те позиции, реализация которых планируется в новом строительном
магазине.
3.4 Краткое описание процесса оказания услуг
В отличие от традиционной, наиболее
широко представленной в городе, так называемой складской формы продажи
строительных товаров, Компания намерена максимально активно использовать
принцип самообслуживания покупателей. Торговая площадь позволит организовать
торговлю значительным ассортиментом. Важно и другое -именно самообслуживание
покупателей позволит достичь запланированных объемов продаж, обусловленных, в
свою очередь существующими затратами на приобретение оборудования и накладными
расходами. Для предоставления услуг самого высокого качества покупателям
ежедневно возможно использовать только эту форму продажи услуг. Максимально
возможное количество покупателей -- это важнейший элемент торговой политики
гипермаркета.
Высокое качество обслуживания,
которое Компания намерена использовать как основной элемент привлечения и
удержания покупателей, представляет собой совокупность ряда факторов:
- новое высокотехнологичное
оборудование, которое обеспечивает наилучшую выкладку товара, его освещенность
и соответствующее хранение;
- особый подход к процессу
организации торговли, при котором продавцы консультанты, находящиеся
непосредственно в торговом зале, выполнят все необходимое для того, чтобы
покупатель воспользовался в следующий раз услугами именно этого магазина.
Исследования показывают, что отсутствие информации о каком-либо товаре и помощи
со стороны персонала магазина может сказаться на отношении покупателя и явится
фактором отказа от покупки услуг в дальнейшем;
- удобный режим работы, с 7 до 20
часов;
- разработанная специально для
гипермаркета система стимулирования, удобна и привлекательна для потребителей.
Подробно эта система представлена в разделе «Маркетинговый план Компании»;
- товары, представленные в торговом
зале, будут размерены таким образом, чтобы по возможности оптимизировать
движение покупателей по торговому залу, с той целью, чтобы посещение
гипермаркета не было утомительным;
- важно, что каждая товарная группа
будет представлена таким образом, чтобы потребители с различными уровнями
расходов могли совершить покупку
соответствующую их потребностям. Причем, удельный вес «дорогих» товаров будет
соответствовать удельному весу потребителей с соответствующими доходами в общем
числе посетителей гипермаркета;
- планируется, что ряд товарных
групп будет находиться за прилавком, в силу специфики их продажи и
потребительской культуры населения. Однако компания уверена, что это
обстоятельство не снизит качества оказываемых услуг, поскольку и эти товары
покупатель сможет оплатить в кассах, расположенных на выходе из торгового зала,
таким образом, процесс покупки усложняется незначительно.
3.5 Контроль качества реализуемой продукции и услуг
Особое внимание Компания намерена
уделять контролю за качественными характеристиками реализуемых в торговом зале
гипермаркета товаров. При динамичном повышении потребительской культуры у
жителей города, в будущем такие факты могут привести к снижению спроса на
услуги магазина в целом, особенно это снижение может быть выражено в
потребительской группе клиентов с доходами выше среднего уровня.
Тщательный анализ потребительских
групп -- потенциальных посетителей будущего строительного магазина позволит
сформировать ассортимент в каждой товарной группе с учетом количественных и
качественных характеристик соответствующих потребителей. Это позволит избежать
необоснованно больших товарных запасов и максимально сократить «залеживание»
товаров.
Кроме того, Компания особое внимание
уделяет сохранению высочайшего качества предоставления услуг в торговом зале.
Опыт работы других крупных магазинов показывает, что существует устойчивая
тенденция снижения качества обслуживания покупателей с течением времени.
Решение этой проблемы руководство Компании видит в особом подходе к оплате
труда продавцов. Важно, что система вознаграждения, при которой большая часть
заработной планы зависит от выручки и дохода, должна быть динамичной,
периодические проверки качества работы продавцов и других работников магазина
должны стать основой пересмотра процентных ставок вознаграждения, определения
размеров надбавок за отсутствие нареканий со стороны потребителей и
поставщиков. Компания уверена, что это позволит сохранять качество услуг неизменно высоким.
4. Маркетинговый план
4.1 Определение спроса и возможностей рынка
4.1.1 Общая характеристика рынка
Компания оценила свои возможности и
пришла к выводу, что реализация данного проекта начинается в период общего
экономического подъема. Установлено, что в современных условиях именно клиенты
со средними и высокими расходами является для строительного магазина
перспективной целевой группой, поскольку обладает важнейшим качеством --
платежеспособностью.
Однако необходимо отметить, что
существует и устойчивая тенденция снижения реально располагаемых доходов
населения города - показатели инфляции опережают рост реальных доходов
населения. Тем самым, демографическую и экономическую среду, в которой работает
предприятие, следует оценить как неоднозначную. Общая низкая платежеспособность
населения вызывает в ряде случаев трудности со сбытом продукции. Уменьшение
доли населения со средними доходами, и увеличение доли населения с низкими
доходами способствует снижению платежеспособного спроса даже на сравнительно
недорогие товары.
В настоящее время в городе отсутствует число
строительных магазинов, оказывающих услуги населению на принципах
самообслуживания (гипермаркеты).
Важно, что в настоящее время на
рынке города не представлено ни одного крупного строительного гипермаркета,
отвечающего главному принципу - минимальным ценам на реализуемые товары. Причину
этого Компания видит в отсутствии у конкурентов возможности достичь того уровня
товарооборачиваемости при которой, появляется возможность существенного
снижения цен на основные товары.
Строительный универсальный магазин
обладает значительными возможностями для того, чтобы предложить потребителям
одновременно и высокий уровень оказания услуг и одновременно минимально возможные
цены на предлагаемые товары. Такого магазина в городе нет, и уникальность проекта
также является важным конкурентным преимуществом и фактором продвижения
магазина на рынке.
Спрос на услуги розничной торговли
не обладает ярко выраженной сезонностью, однако присутствуют циклические
изменения объемов спроса на данные услуги. В основном это колебания связаны с
праздничными днями. Компания располагает необходимыми данными об этих
изменениях, и они заложены в финансовые проектировки.
4.2 Потребители услуг нового строительного магазина
В качестве основных потребителей
услуг строительного магазина Компания рассматривает частных ремонтников,
строителей и компаний.
Покупателями гипермаркета «СИ МАРКЕТ»
выступит население, проживающее в расположенных домах рядом с магазином.
Особое внимание Компания намерена
уделить качеству оказываемых услуг, одним из элементов которого должен стать
удобный режим работы магазина.
4.3 Анализ системы продвижения товара на рынок гипермаркета
«СИ МАРКЕТ»
Рассмотрим систему продвижения товара
на рынок гипермаркета «СИ МАРКЕТ». Она включает в себя все компоненты оптимальной
системы продвижения товара на рынок.
Субъектом системы продвижения товара
на рынок выступает гипермаркет «СИ МАРКЕТ». Службы маркетинга на предприятии не
предполагается. Решением вопросов маркетинговой деятельности займется
заместитель генерального директора по коммерции. В подчинении заместителя
генерального директора по коммерческим вопросам находятся заведующий товаром и
товаровед (заведующий складом), которые непосредственно решают вопросы по
продвижению товара на рынок.
Система сбора маркетинговой
информации является первым этапом маркетинговых исследований. Информация нужна,
чтобы определить перспективы развития предприятия, правильно оценить текущую
ситуацию, разработать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке.
Сбором внешней и внутренней
маркетинговой информации занимается заместитель генерального директора по
коммерческим вопросам. Она представляет собой повседневную оперативную
информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде бизнеса.
Заведующий товаром и товаровед при
сборе маркетинговой информации используют следующие методы исследования рынка:
- кабинетные исследования
основываются на имеющейся в распоряжении внешней и внутренней информации о
деятельности магазина. При кабинетных исследованиях определяется объем реализованной
продукции по периодам и ассортименту продукции, а также анализируются цены на
эту продукцию.
- в магазине также проводятся
наблюдения с помощью продавцов или скрытой камеры. В магазине расставлены
камеры наблюдения, которые необходимы не только для предотвращения фактов
хищения товаров, а также для проведения маркетинговых исследований.
Для кабинетных исследований внешней
среды информацию, например, о ценах на товары и продукты в других магазинах,
берут из рекламных буклетов, которые выпускают для привлечения покупателей
другие магазины. Результат исследования оформлен в виде таблицы 1,
представленной ниже.